Доступное образование
^ Наверх

Волгоградская государственная академия физической культуры около 20 лет является ведущей базой для подготовки в регионе специалистов в области адаптивной физической культуры. Наши выпускники успешно работают в качестве учителей, инструкторов и тренеров в специальных образовательных и медицинских учреждениях, спортивных клубах.

В 2001 г. была основана кафедра адаптивной физической культуры. В 2002 г. она была переименована в кафедру теории и методики адаптивной физической культуры. Начиная с этого времени в академии  накоплен опыт совместного обучения  студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья со студентами, не имеющими таких нарушений. В настоящее время инклюзивное профессиональное образование студентов направлено на формирование благоприятных условий для получения высшего образования и последующего трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов.

 Для реализации образовательного процесса кафедра располагает  учебными аудиториями, спортивными залами академии, имеющимся в достаточном объеме спортивным и техническим инвентарем. В ее распоряжении специализированный кабинет, полностью укомплектованный необходимым оборудованием для осуществления учебной, методической и научной деятельности по кинезодиагностике и кинезореабилитации людей после травм и повреждений опорно-двигательного аппарата и инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата.

В 2015 г. на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры была открыта магистратура по  направлению 43.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).

Научная деятельность преподавателей кафедры традиционно тесно связана с разработкой вопросов организации адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта инвалидов. Она осуществляется в тесном сотрудничестве с Краснооктябрьским центром медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, Областным госпиталем ветеранов Великой Отечественной войны, центром «Здоровье» при СДЮСШОР № 10 г. Волгограда, Государственным областным Волгоградским клиническим центром восстановительной медицины и реабилитации № 1, Областным спортивным клубом инвалидов и другими профильными организациями региона.

Кроме того, в академии на факультете  дополнительного образования реализуются программы профессиональной переподготовки специалистов и курсы повышения квалификации в области адаптивной физической культуры («Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»). Хорошие перспективы дальнейшего развития в этой области обусловлены наличием в академии высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров, оригинальных и постоянно обновляемых на содержательном уровне учебных программ, отличной материально-технической базы для проведения теоретических и практических занятий. Формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов адаптированы к требованиям времени. Слушателям предлагаются следующие варианты обучения: очная форма с отрывом от производства (дневные курсы); вечерняя форма без отрыва от производства (непрерывные курсы); работа с малыми группами (3-5 человек); работа по индивидуальным программам.

С  2017 г. на базе Волгоградской государственной академии физической культуры начал функционировать научно-практический центр адаптивной физической культуры «БЕЗ ГРАНИЦ», который посещают дети дошкольного и школьного возраста, имеющие ограничения по состоянию здоровья и даже инвалидность. Центр осуществляет свою практическую и научно-исследовательскую деятельность по трем основным направлениям: физическая реабилитация, оздоровительно-коррекционная работа и адаптивный спорт. Для занятий с детьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья,  предоставлена одна из лучших в стране среди физкультурных вузов, инфраструктура спортивных сооружений академии:  3 бассейна, многочисленные спортивные залы, стадион, легкоатлетический манеж, позволяющие обеспечить потребности до 200 детей с диагнозами ДЦП, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, проблемами интеллекта, с хроническими заболеваниями и часто болеющих.

К работе в качестве инструкторов-тренеров привлекаются специалисты высокой квалификации – кандидаты и доктора педагогических и медицинских наук, являющиеся сотрудниками академии, много лет занимающиеся не только разработкой оздоровительно-коррекционных методик и технологий, но и их практической реализацией. В ходе занятий осуществляется психолого-педагогическое и медико-биологическое сопровождение занимающихся. Основными программами физической реабилитации и коррекционно-оздоровительных занятий с детьми  являются: гидрореабилатация (занятия в бассейне), использование специальных тренажерных устройств, сюжетно-ролевая ритмическая и логоритмическая гимнастика, специальная фитбол-аэробика, эстетическая и коррекционная гимнастика с элементами акробатики и др. Содержание индивидуальных и групповых  занятий корректируется в связи с подготовленностью, возрастом детей и  характером заболеваний.