История
^ Наверх

На основании решения Ученого совета ФГБОУ ВПО "ВГАФК" в октябре 2014 года управление дополнительного образования было переименовано в факультет дополнительнго образования.

В свою очередь, управление дополнительного образования было создано в августе 2012 года вследствие слияния двух факультетов: факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов  и факультета довузовской подготовки. Каждый из факультетов имеет свою богатую историю создания и становления.

 Факультет повышения квалификации открылся в Волгоградском государственном институте физической культуры в октябре 1981 г. Его первым деканом стал к.п.н., доцент П.И. Черкашин, которому к этому времени довелось организовывать деятельность уже второго факультета нашего образовательного учреждения (он был первым деканом спортивного факультета в 1963-1965 гг.) и совмещать эту работу с выполнением функциональных обязанностей декана факультета заочного обучения (1976-1989 гг.). Первым методистом факультета повышения квалификации была назначена М.Б. Тихонина. В январе 1986 г. деканат возглавил мастер спорта, доцент В.И. Саввин. С мая 1986 г. была введена ставка секретаря деканата, и на эту должность была принята А.С. Гречанникова.

С таким штатным расписанием (декан, методист и секретарь) факультет существовал до конца января 1992 г. В 1992-1995 гг. деканат факультета повышения квалификации стал подразделением деканата факультета заочного обучения, и возглавить его было доверено к.п.н., доценту В.И. Мамзину, руководившему в то время образовательным процессом студентов-заочников. В 1995 г. факультет повышения квалификации вновь превратился в самостоятельное подразделение вуза во главе с деканом д.м.н., профессором С.Н. Кучкиным. Методистом была назначена доцент Н.В. Седых, секретарем – А.Л. Власова. С этого времени факультет повышения квалификации начал работать на условиях самофинансирования. В последующие годы деканами факультета были д.п.н., профессор Ю.А. Зубарев (2002-2003 гг.), д.п.н., профессор В.П. Черкашин (2003-2005 гг.), профессор А.А. Кудинов (2005-2012гг) и доцент А.Э. Бабашев (2012-2015 гг.). В 2003 г. факультет получил свое современное наименование – факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В том же году вместо ставки секретаря деканата была введена ставка координатора, и на эту должность назначена М.Б. Тихонина.

История факультета довузовской подготовки в нашем вузе начинается с назначения в сентябре 1995 г. заместителем декана факультета базовой подготовки по работе с иностранными студентами к.п.н., доцента В.Н. Сергеева, по прошествии времени назначенного в октябре 1998 г. и первым деканом самостоятельного факультета, которым он успешно руководил до начала 2003 г. Факультет довузовской подготовки был образован с целью совершенствования работы по профессиональной ориентации и развитию познавательного интереса старшеклассников к сфере физической культуры и спорта, поиска и поддержки способной молодежи, подготовки учащихся и зарубежных абитуриентов к поступлению в Волгоградскую государственную академию физической культуры. В период с января 2003 г. по сентябрь 2009 г. его возглавлял доцент А.А. Ермолаев, уступивший затем эту должность доценту А.Э. Бабашеву. Последний вместе с методистом Н.А. Пономаревой осуществляли возложенные на деканат факультета функции в 2009-2010 учебном году.

Декан факультета повышения
квалификации (1995-2002)
заслуженный работник высшей
школы Российской Федерации,
мастер спорта, доктор
медицинских наук, профессор
С.Н. Кучкин.

К работе на факультете были привлечены лучшие преподаватели академии, а также ведущие учителя средних общеобразовательных учебных заведений Волгограда. Нельзя не отметить вклад в становление и развитие факультета довузовской подготовки прежних методистов И.К. Спириной, Н.В. Софичевой и Р.А. Поповской. В разное время на факультете весьма эффективно работали с иностранными слушателями преподаватели русского языка Л.Н. Гребенюк, Т.П. Слепова и Г.В. Ревазян.

Первыми иностранными слушателями, прошедшими обучение на факультете, стали несколько граждан Марокко, а первым аспирантом – гражданин Египта Самир Мнавер. С 1995 г. по август 2012 года на факультете довузовской подготовки прошли обучение более 70 иностранных граждан из Бангладеш, Вьетнама,  Египта, Индии, Иордании, Марокко, Пакистана и Сирии.

Сегодня факультет дополнительного образования осуществляет активную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Хорошие перспективы дальнейшего ее развития обусловлены наличием в академии высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров, оригинальных и постоянно обновляемых на содержательном уровне учебных программ, отличной материально-технической базы для проведения теоретических и практических занятий.

Деятельность факультета дополнительного образования осуществляется по плану, утверждаемому ректором перед началом очередного учебного года и проходящему согласование с Департаментом науки и образования Министерства спорта Российской Федерации.

Руководство ФДО осуществляет к.п.н., доцент Д.В. Таможников. Функциональные обязанности методиста ФДО возложены на Е.Г. Таскаеву.

За период со дня основания факультета повышения квалификации по настоящее время были разработаны в общей сложности 34 дополнительные профессиональные образовательные программы, среди них: «Организация и управление физической культурой и спортом на современном этапе», «Основы современного экономического развития в сфере  физической культуры и спорта», «Физическая реабилитация», «Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов», «Современные проблемы физического воспитания дошкольников», «Современные проблемы физического воспитания в школе», «Физкультурно-оздоровительные системы и технологии», «Техника и организация спортивного туризма», «Средства и методы совершенствования спортивного мастерства в восточных единоборствах», серия учебных программ «Современная система подготовки спортивного резерва» применительно к акробатике, художественной и спортивной гимнастике, боксу, легкой атлетике, футболу, баскетболу, волейболу, плаванию, «Психологическое обеспечение подготовки спортсменов», «Система менеджмента качества образовательной деятельности» и ряд других.

cherkashin-p-i.jpg
Декан факультета повышения
квалификации (1981-1986)
кандидат педагогических наук
доцент П.И. Черкашин.
Декан факультета повышения
квалификации (1986-1992)
мастер спорта,
доцент В.И. Саввин.
mamzin.jpg
Декан факультета повышения
квалификации (в составе факуль-
тета заочного обучения,
1992-1995) заслуженный работник
физической культуры РСФСР,
кандидат педагогических наук,
доцент В.И. Мамзин.
Декан факультета повышения
квалификации (2002-2003)
заслуженный работник высшей
школы Российской Федерации,
доктор педагогических наук,
профессор Ю.А. Зубарев.
Декан факультета повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов
(2003-2005), работник физической
культуры Российской Федерации,
доктор педагогических наук,
профессор В.П. Черкашин.
Декан факультета повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов
2005-2012
заслуженный работник высшей
школы Российской Федерации,
доктор педагогических наук,
профессор А.А. Кудинов

Наибольшей популярностью пользуются курсы повышения квалификации по следующим программам: «Классический, рефлекторный и точечный массаж» (контингент слушателей – студенты ФГБОУ ВПО «ВГАФК» и ГБОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также практикующие массажисты из числа лиц, не имеющих профильного профессионального образования), «Дидактика высшей школы» (контингент слушателей – преподаватели и сотрудники различных кафедр нашей академии).

2008 г. Курсы массажистов.
2008 г. Курсы массажистов.

Формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов адаптированы к требованиям времени. Слушателям предлагаются следующие варианты обучения: очная форма с отрывом от производства (дневные курсы); вечерняя форма без отрыва от производства (непрерывные курсы); работа с малыми группами (3-5 человек); работа по индивидуальным программам, в том числе стажировка.

Следует отметить тот факт, что при относительно стабильном на протяжении последних лет общем количестве лиц, привлеченных к обучению по дополнительным профессиональным образовательным программам, наметилась отчетливая тенденция к увеличению числа выдаваемых документов государственного образца по итогам прохождения слушателями более продолжительных (свыше 500 часов) курсов профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка организуется по программам «Физическая культура и спорт» с различными специализациями, «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование».

Факультетом дополнительного образования ежегодно проводится рекламная кампания с рассылкой соответствующих писем в районные органы руководства физической культурой и спортом Волгоградской области и в областные спорткомитеты близлежащих субъектов Российской Федерации. На протяжении последних 5 лет на организованных в академии курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки обучались слушатели из 18 регионов нашей страны (Саратовской и Астраханской областей, Москвы, Ижевска, Самары, Находки, Твери, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Кемеровской области, Южно-Сахалинска, Республики Северная Осетия – Алания, ряда других городов и областей), а также из-за рубежа (Арабская Республика Египет).

2010 г. Сотрудники деканата факультета
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов.
2007 г. Один из слушателей курсов
профессиональной переподготовки
проходит компьютерное тестирование
в рамках входного контроля
профессиональной подготовленности.
2007 г. На курсах по спортивной аэробике.

Кроме того, факультет дополнительного образования осуществляет контроль за разработкой планов профориентационной работы на кафедрах, формирует общевузовский план профориентационной работы, руководит подготовкой нормативных требований к вступительным испытаниям профессиональной направленности (проводимых академией в дополнение к учету результатов ЕГЭ), готовит необходимую документацию для работы приемной комиссии (бланки, экзаменационные листы и прочее), заключает договоры об информационном сотрудничестве (в том числе на размещением рекламы в средствах массовой информации), проводит консультирование заинтересованных лиц по вопросам поступления в академию и последующего обучения, дает ответы на запросы и письма по вопросам приема и обучения в вузе, организовывает и проводит «Дни открытых дверей», ежегодно подготавливает, издает и распространяет методическое пособие «Условия приема и нормативные требования для поступающих в ФГОБУ ВПО «ВГАФК», организует работу по обучению студентов из числа иностранных граждан.